Исследования показали, что любой профессиональный спортсмен может играть на пределе своих возможностей только при правильном питании, физической и психологической тренировке и подготовке. На непрофессиональном уровне спорт еще может быть веселым и расслабляющим, но соревновательный уровень заставляет игроков воспринимать игру в другом свете, оказывает на них давление и напряжение. Некоторым игрокам необходимо расслабиться перед важными матчами, настроиться на определенную волну или же мысленно хорошенько отрепетировать определенные аспекты игры перед тем, как они почувствуют, что могут играть на полную. В результате добавившегося психологического аспекта игроки чаще бывают не в форме, чем на любительском уровне, на котором нет никакого давления. В больших командах из 10 и более человек не проблема, если один-другой игрок не в форме, тиммейты могут компенсировать их ошибки. Однако в небольших командах из 5-6 человек один игрок может существенно изменить дело. К примеру, если Коби Брайанта не прет, страдать будет вся его команда. Поэтому многие спортивные журналисты бывают сильно удивлены, если команда выигрывает, когда лучшие ее игроки сидят на скамейке запасных. В Counter-Strike в команде из 5 человек каждый играет важную роль – и одно слабое звено в строю способно погубить команду, если соперник решит пользоваться оным.
В сущности можно утверждать, что Counter-Strike, как ни странно, скорее психологическая игра, нежели профессиональный спорт. Профессиональный спорт обычно основывается на скорости, выносливости и других физических умениях, в то время, как Counter-Strike зависит от умственных способностей вроде скорости реакции и зрительно-моторной координации – игрокам не нужно обладать исключительными физическими способностями, чтобы соревноваться с противником.
Так какие же последствия постигают игроков, которые не готовятся должным образом? Время от времени они могут страдать психологическими кризисами, которые могут продолжаться день, неделю или более. Особенно это проявляется на LAN-чемпионатах, на которых игроки могут выступать хуже обычного без какой-либо видимой причины. Как правило, такие периоды вызваны недостатком подготовки, уверенности или мотивации. Вы можете потрясающе владеть AWP, но в некоторые дни все идет не так, вы не можете убить врага в простейших ситуациях. Или же вы можете играть как обычно, но определенный враг может каждый раунд доводить вас до отчаяния – и вы не только чувствуете себя подавленными, каждый ушедший в молоко выстрел кажется колоссальной неудачей, провоцируя фрустрацию и раздражение. Ваш setup1 на LAN также важен, ибо любая разница между setup’ом дома и на чемпионате будет пагубно сказываться на вашей игре, так как вы не успеете привыкнуть к изменением.
Длительная потеря мотивации становится все более и более распространенной проблемой. Так как Counter-Strike вышел уже давно, некоторые игрокам он уже наскучил и они решили завершить карьеру, чтобы достичь в жизни других целей. В отличие от, к примеру, профессиональных видов спорта, где атлеты могут отдохнуть от игры во время «мертвого сезона», в CS профессионалам, как правило, приходится играть круглый год, изредка делая небольшие перерывы. Многие из нынешних профессионалов Counter-Strike начали играть с бета-версий или вскоре после официального релиза – нельзя винить их в том, что за 7-8 лет игра успела им надоесть.